Ужастики и триллеры, как жанры кинематографа, давно уже полюбились значительной части обладателей голубого (или уже плазменного?) экрана. Хищники, Восставшие из ада, Дьяволы, Фреди Крюгеры и прочие Дракулы сколько их было и сколько ещё будет? Однажды появившись, монстры и поныне продолжают укреплять свои позиции. Но индустрия страха не стоит на месте и требует себе новых концепций. Всё чаще героями ужастиков становятся дети и всё чаще дети смотрят ужастики.
Последнее время у производителей всяко-разно триллеров и ужастиков проявляется бзик на маленьких детей. Ныне ребёнок не столько невинная жертва,
сколько кровожадное чудовище.
Я не любитель жанров подобного рода, однако, даже мне сразу вспоминаются «Дети Кукурузы», где, (цитирую аннотацию к первому фильму) «Супружеская пара заезжает в маленький городишко, где дети перебили всех взрослых и поклоняются кукурузному чудищу...»
«Звонок», как обычный, так и Япноский варианты, где маленькое женоподобное чудовище ползает, под жуткую музыку, закрыв лицо волосами и убивает героев фильма какой-то своей, непознанной силой.
Компьютерная игрушка F.E.A.R. где маленькая девочка является страшнейшим глюком, коий на протяжении всей игры, доканывает игроков, решивших сесть за компьютер и расслабиться, постреляв в монстров.
Это всё примеры зарубежные, далёкие. Однако наш кинематограф не отстаёт от забугорных тенденций. Ещё в ранней юности я посмотрел Российский фильм, не вспомню, к сожалению (или счастью?), как он назывался, речь шла про корабль, заплывший в Бермудский треугольник. На судне, среди прочего экипажа, присутствовала маленькая девочка, (дочка капитана) каким-то макаром, (вроде бы из воды выловила, но врать не буду) нашедшая куклу. После этого потихонечку-полегонечку вся команда корабля благополучно скончалась, преимущественно в страшных мучениях. Убивала всех как раз девочка под чутким руководством куклы. Данный фильм я просмотрел лет наверное в четырнадцать. Но до сих пор отчётливо помню несколько кусков. Тогда мне было не то чтобы страшно, (я уже понимал, что сие есть кино, и кино отнюдь не лучшее), скорее мерзко.
Подобное отношение к ужастикам и триллерам я сохранил и поныне. Не так давно вышел триллер «Мёртвые дочери». Эту картину критики приняли очень хорошо. Называя «достижением нового русского кино» и прочими, не менее лестными эпитетами. Между тем фильм повествует о том, как сумасшедшая мать топит трёх своих маленьких дочерей, после чего те, вернувшись в мир чем-то вроде призраков, убивают женщину. Однако не успокоившись на этом продолжают мстить и другим, видя зло где надо и где не надо. Можно многое говорить о нереальной «психологичности» фильма, но суть это, на мой взгляд, не меняет.
Никогда мне не понять, зачем поганить то светлое, радостное, что ещё осталось у человечества. Зачем вовлекать детей в кошмары и делать кошмарами самих детей? Господа! Ведь этим вы можете отбить желание плодиться и размножаться, у особо впечатлительных подростков. А оно вам надо?
Особо же противно мне становиться, когда я вижу, что любовь к страху прививают детям с младых ногтей. И прививают искусственно. Нет, не подумайте, я ни в коей мере не против детских страшилок, которые передаются из уст в уста, на протяжении неисчислимого числа поколений. Данные произведения были выдуманы детьми, рассказывались детьми и детям же У ребёнка должна развиваться фантазия и это один из способов её развития. Дети сами домысливают сюжеты различных словесных ужастиков. Ну кто в детстве не был знаком с «Красным пятном», «Чёрной рукой», ну и конечно известнейшим «Гробом на колёсиках». Сейчас это вспоминается со смехом. А лет в 10, когда рассказывается где-нибудь на даче, или в пионерском лагере, под покровом ночи, да при неверном свете фонаря или, ещё лучше, свечи… Это создавало определённый антураж. На детей подобные вещи оказывают определённое влияние. Но в нём я ничего страшного не вижу. Тайное влечёт всегда.
Совершенно другое впечатление возникает, когда подобные страшилки сочиняют взрослые дяди и тёти с целью заработать денег. У взрослых, детская фантазия приобретает совершенно другие грани. Из страшилок пропадает их естественность, непринуждённость. Вроде бы и слова те же и предложения похожие, но перенесённые на бумагу, все эти байки становятся либо кровавыми и глупыми, либо смешными. Последнее не так уж и плохо, но попадается куда как реже. К тому же, когда тебе рассказывает байку твой друг и ровесник этому можно не верить. Но ведь взрослые – они не обманывают. А черпать знание из книг, вообще учат в школах. Значит то, про что рассказывается действительно существует? Вряд ли конечно дети об этом задумываются. Но осадок неприятный остаётся.
Многие книги начиная за здравие кончают за упокой. К примеру госпожа Джоан Роулинг, истерия по книгам которой год от года всё росла, и достигла своего пика в этом месяце. Можно сколь угодно много разглагольствовать на тему, что как литературное творение «Гарри Поттер» не представляет собой никакой ценности, а популярностью книга обязана лишь грамотному PRу. Да пусть бы её. Заработала тётя денежку и дала заработать ещё нескольким тысячам человек. Ничего плохого в этом не вижу. Беда в другом. Первые две книги были добрыми. Действительно сказочными и приятными. А дальше… Возникает впечатление, что от книги в книгу Роулинг уходила в какую-то депрессию. Всё мрачнее становился сюжет и атмосфера. Всё больше возникало непонятного зла, жестокости, смертей. Зачем, спрашивается, всё это в книгах которые предназначены детям? Чтобы к реальному миру привыкали? Мол: «Ты что думал, в сказку попал? Здесь тебе не звёзды считать, козявки выковыривать». Здесь тебе, дружок, реальный мир, без всяких розовых соплей и слонов того же цвета. А то, что в первых книжицах написано – это всё для детей. Взрослей дружок, взрослей быстрее… Мир страшен. Он ждёт тебя. А потом мы вдруг удивляемся, от куда это вдруг появились готы? От куда мрачность вся эта, вечная, слёзы и вены порезанные? Да всё от туда же. Из недостатка света. Да успеют они нахлебаться всей гадости этого мира. Ещё побольше нашего нахлебаются.
Есть у Тимура Шаова (бард такой), в песни «Сказки нашего времени» такие строчки:
«Пришел Кинг-Конг, Русалочка убита.
Сменили амплуа герои сказок -
Старик Хоттабыч - предводитель ваххабитов,
Добрыня водку возит на "КАМАЗах".
Раньше мне эти строчки сильно преувеличенными казались. А теперь смотрю – и вправду. Сказки нашего времени. Да. Время, однако, не самое лучшее (впрочем, и не самое худшее, бывало ведь у нас и куда хуже). Но ведь должно же что-то светлое оставаться? Почему в столь порицаемом ныне везде и всюду Советском Союзе, рождались Чебурашки, Винни-Пухи, Пластелиновые вороны (попрошу минуту молчания) и другие столь же приятные сердцу персонажи? Медленно появляются какие-то проблески. «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», моментами забавен и вполне себе добр. Но бездна всякой дряни просто неисчерпаема.
Не придется ли нам в скором времени ожидать жутких переработанных сказок про столь любимых с раннего детства, Буратино, Красную шапочку, и Дюймовочку? Скажите это маловероятно? Ну почему же… Вот для примера сценарий фильма ужасов к одной из самых известных детских историй.
Немолодая уже, но бездетная семья генных инженеров, решает, что воспроизвести потомство биологическим путём у них уже вряд ли получиться., Ночами они остаются в закрытом институте, где ведут свои исследования, и, собирая остатки плазмы и биомассы в конце-концов, создают гомункула.
Ценой невероятных усилий учёным удаётся вдохнуть в него подобие жизни. Обрадованная пара, немедленно приступает к воспитанию страшненького ребёнка. Однако игра в богов приводит к непредсказуемым последствиям. То, что должно было стать ребёнком, становиться кровожадным монстром. Поняв, что созданное нельзя выпускать на волю, «родители» пытаются остановить своё «дитя». Но зло уже набрало силу. Младенец, зверски убив своих создателей, вырывается на волю, в большой мир. Где, пользуясь своим врожденным даром гипнотизёра убивает всех, кто встречается ему на пути. Встревоженное поступающей из района информацией, ФБР посылает разобраться в ситуации агента, с кодовым именем «Лисичка». Сможет ли та одолеть чудовище? Смотрите в новом триллере «Гомункул».
Узнали? Думаю да. Так, в представлении современного концептуального режиссера-сказочника, будет выглядеть некогда безобидный Колобок.
Всё это могло бы выглядеть смешным, если бы не было столь печальным.
Александр Кляшторин (Klyaksa).