Вусмерть налетавшись за последние 2 года по командировкам, думалось мне, что даже 8-часовой перелёт до Южно-Сахалинска, пройдёт для меня, ну, может и не как одна минута, но уж как десять точно. В этом я несколько ошибся. Летели мы уж больно гладко, (грех, конечно, на такое жаловаться) а значит довольно однообразно. Как бишь там в чудесном ролике про новые технологии сказано? «Ты летишь сидя в кресле в небе и ещё можешь быть чем-то недоволен?!» Единственное, что по-настоящему повеселило, так это фраза мужика-репортёра, делающего, видимо, для Аэрофлота небольшие документальные фильмецы по разным интересным городам нашей Великой и Необъятной. Своё творение по городу Юрьевску он начал следующими словами: «Там , где кончается асфальт, начинается Россия», чем просто-таки сразил меня на повал.
Забегая чуть вперёд, скажу, что если следовать логике того мужика Южно-Сахалинск – это Россия этак на половину. Потому как асфальт в этом славном городе имеется, однако с такими адскими колдовыбоинами, что невольно задумываешься над смыслом его здесь присутствия. Яма на яме. Не кому бы я не хотел пожелать такой пенсии как у японских машин , что переехали на Сахалин после того, как их отэксплуатировали первые хозяева по гладким дорогам своего островного государства.

Впрочем, Южно-Сахалинск, понятно, только плохим асфальтом не ограничивается. Город, не смотря на недолгую историю, по-своему, довольно интересен. Основан он был в 1905 году японцами и назван Тоёхара (Тёплая долина) и во владения России перешёл лишь после 45-го. С тех пор, от Японии здесь мало что осталось, (окромя, как рассказывают, бамбуковой канализации которая по сию пору (!) функционирует в ряде районов города) однако отдельные вкрапления древней культуры всё же встречаются. К самому яркому можно отнести городской краеведческий музей. Здание было построено японцами в 30-х одах в традиционно японском стиле, а потому довольно красиво и весьма необычно смотрится на фоне деревянных бараков, хрущёвских пятиэтажек и новых жилых массивов Сахалина. Кроме того, чудесно смотрится абсолютно, с виду, японское деревце над прудом в местном парке, бензоколонка, с крышей японо-стайл и прочие подобные мелочи. Про большое количество ресторанчиков и ресторанцев японской кухни я не говорю. Их сейчас в любом углу матушки-России хоть попой ешь. Захватывают, азиатосы.

Советские времена народ здесь вспоминает с ностальгией. Оно и понятно. Люди ехали сюда зарабатывать и жить. Т.к. остров был мегастратегически важен (вторая линия обороны после Курил) здесь держали армейский контингент размером в несколько сотен тысяч челове, вокруг которого, в основном, и вертелась жизнь. Зарплаты, с учётом северных и прочих надбавок, были огромны. «Поднять» в месяц можно было 1000 рублей (советскими, понятно, деньгами) и даже больше. Приезжая на отдых куда-нибудь на юга (проезд туда-обратно оплачивался) сахалинцы имперского разлива чувствовали себя просто-таки королями. Прибавьте к этому солнечные зимы, чудесные охоту и рыбалку…В общем, понятно почему народ здесь жил и сваливать никуда не хотел.

Сейчас жизнь на Сахалине куда менее приятна для его жителей. Не смотря на то, что в прошлом году чистая прибыль региона составила несколько миллиардов убитых енотов, сахалинцам теплее от этого не стало. Да, средняя зарплата, если сравнивать с другими регионами, довольно весома – 17 тысяч рублей, но если смотреть на цены… Буханка нарезного хлеба стоит больше 30 рублей, литровый пакет молока – более 40. Чтобы глубоко не углубляться в ценовой анализ, скажу просто: цены на всё примерно в полтора раза выше Московских. Примерно так же ситуация обстоит с оплатой коммунальных услуг.

На обратном пути намереваюсь заскочить в местную профсоюзную организацию и разузнать всё поподробнее.
Сахалинский музей:

Колесо обозрение в парке ЮСа: