Моноголод

Как и на что живут люди, не получая зарплату восемь месяцев

Сегодня о плачевном положении моногородов много говорится и в народе, и в СМИ, и на всех уровнях власти. Жизнь в таких населенных пунктах наладилась когда-то благодаря одному предприятию, но в отсутствие заказов эти предприятия не могут обеспечить своих работников ни работой, ни зарплатой. Люди уходят со своих рабочих мест, отправляясь работать вахтовым методом, в другие регионы. Но и это по разным причинам удается отнюдь не всем. Корреспонденты “Солидарности” побывали в Вятских Полянах и выяснили, каково это - жить в условиях проблемного моногорода.





САМЫЙ ЧИСТЫЙ ГОРОД


Первое, что бросается в глаза в городе Вятские Поляны, - почти стерильная чистота городских улиц. В этом смысле Москве, Питеру, да и другим городам России остается на него только равняться. По итогам прошлого года Вятские Поляны официально признаны самым чистым городом Кировской области, что для всех 39 000 жителей, конечно, весьма лестно. Денег, правда, за эту почетную победу область городу не вручила. В качестве приза он получил новенький мусоровоз. Штука, кто бы спорил, полезная. Но, к сожалению, проблем вятскополянцев решить не способна. А проблем тех за последние несколько лет накопилось множество.

Судьба Вятских Полян, третьего по величине города Кировской области, тесно связана с машиностроительным заводом “Молот”. Собственно, даже статус города Вятские Поляны получили в результате эвакуации сюда оружейной фабрики в 1941 году. С тех пор город и завод живут в своеобразном симбиозе. Хорошо идут дела у завода - процветает город, плохо “Молоту” - страдают все жители Вятских Полян. Не изменилась ситуация и по сей день.

“Солидарность” уже неоднократно писала о проблемах на предприятии ОАО “Вятско-Полянский машиностроительный завод “Молот” (см. №№ 10, 15, 32, 2009, solidarnost.org “Горячие новости” 24.12.2009, № 6 2010). На сегодняшний день работники завода не получают зарплату уже восемь месяцев. И вряд ли получат в ближайшее время. Дело здесь не в злой воле работодателя, который “зажал” и не отдает. Денег у завода нет из-за длительного отсутствия госзаказа, который давал “Молоту” основную часть работы и дохода. Три года предприятию удавалось держаться за счет производства спортивного и охотничьего оружия, а также различных товаров народного потребления (от станков до туристических печек). С приходом экономического кризиса и этот небольшой источник денежных средств был практически полностью перекрыт. “Молоту” нечем стало оплачивать труд своих работников. Сейчас же, когда количество заказов потихоньку растет, не хватает средств на закупку материалов.

“МОЛОТ” - “МОЛОТОЧЕК”

Заводские цеха “Молота” производят довольно приятное впечатление: тепло и чисто. Вся аппаратура, что старая, созданная еще до перестройки, что новая, приобретенная во время относительной стабильности, буквально сияет. Вот только людей, несмотря на разгар рабочего дня, практически нет. Многие работники покинули предприятие по собственному желанию и подались за длинным рублем на север, других было вынуждено сократить руководство - в отсутствие специалистов различные службы поддержки оказались не у дел.

- Раньше завод у нас был “Молот”, а теперь так, “Молоточек”, - мрачно шутят жители Вятских Полян. Столь уничижительное сравнение вполне уместно. До перестройки на предприятии в три смены трудились около 14 тысяч человек. Сейчас со скрипом набирается чуть более 4 тысяч.

Жизнь в цехах теплится еле-еле, на отдельных местах. Большинство станков сиротливо стоят без работы. Трудящиеся на контакт с журналистами идут неохотно. Впрочем, сразу видно, что это не страх перед сопровождающим нас начальством, а желание поскорее вернуться к работе. Без дела насиделись в прошлом году, за семь месяцев простоя. Да и пристальное внимание со стороны средств массовой информации заводчанам уже несколько поднадоело. Сколько можно жаловаться, твердить одно и то же? Работы нет, кормить семью нечем, оплачивать ранее взятые кредиты не получается...

- Денег на нормальную еду нет! - печально разводит руками работник одного из цехов, все же согласившись рассказать о своей жизни. - Свежего мяса уже несколько месяцев купить не могу! Ладно я. Я ко всему привык. А дети как же? Им же не объяснишь, что “кризис”, что “зарплаты нет”, что “госзаказа нет”. Они маленькие, не понимают взрослых проблем. Они просто есть хотят.

Но все понятно и без всяких комментариев. Мнение работников “Молота” о происходящем на предприятии и в городе можно прочитать прямо здесь. Нет-нет да замечаешь стоящий в углу в ожидании очередной акции протеста плакат: “Нет настроя работать!/ Без зарплаты сидим./ Оплатите наш труд!/ Мы работать хотим!”

Или еще один крик отчаяния местных поэтов, прикрепленный к доске объявлений:

“Денег давно не дают нам, друзья,
На что мы питаться должны, господа?
Может, жилье свое заложить?
Но вы мне скажите, где будем мы жить?

Я, например, хоть где проживу,
А где своим детям жилье я найду?
Нет таких денег, друзья, у меня
И негде их взять, мои господа!”

- Сейчас в цехе работают 95 человек, до последнего времени было 200, - рассказывает Анатолий, начальник первого цеха . - Цех у нас боеспособный - все работники готовы трудиться над изделиями. Даже те, которые уволились, постоянно поддерживают связь. Заказа ждем! Без заказа нам никак...

В другом цехе выставлено спортивно-охотничье оружие. Блестят стволы ружей, карабинов, травматических и сигнальных пистолетов. Над всем этим великолепием как пример спецпродукции возвышается автоматический гранатомет на станке АГС-17.

Здесь меня знакомят с главным конструктором “Молота”, автором многих интересных оружейных разработок, Петром Мокрушиным. В отличие от большинства работников предприятия, его хотели бы видеть на работе во многих местах. Даже специально приезжали, звали, предлагали большие деньги. Но...

- Никуда я пока не собираюсь переезжать, - утверждает Мокрушин. - Во-первых, я надеюсь, что завод будет нормально работать дальше, ведь у предприятия огромный потенциал, во-вторых, до пенсии каких-то пять месяцев осталось - в моем возрасте сложно что-то менять.

читать дальше

Александр КЛЯШТОРИН www.solidarnost.org